Страницы

четверг, 2 декабря 2010 г.

Thelonious Sphere Monk - Телониус Монк



Среди всех прочих джазмэнов-пианистов Монка можно узнать сразу,но у кого-то это вызовет отвращение,а у кого-то любопытство.
Если не иметь никакого представления о Монке,то вряд ли можно иметь полноценное представление о джазе.О джазе,как музыкальном явлении в жизни людей вообще.Монк стал колоритной фигурой всего лишь из-за своего неприятия стереотипов(даже с великим Майлсом Дэвисом-революционером,основавшем fusion и modal jazz,было о чём поспорить).
На первый взгляд,действительно,возникает практически у всех недоумение от музыки Монка.Так всегда бывает,когда сталкиваешься с чем-то новым и необычным.А в его манере играть на рояле прямыми несгибающимися пальцами с весьма неуклюжими телодвижениями просматривается нечто непрофессиональное и даже слегка уродское.Да,это так,первое впечатление у меня было именно таким!)
Но однажды,"распробовав" Монка,в какой-то степени может "снести крышу"(образно),когда за всем этим естественным уродством и гениальной музыкальностью начинаешь слышать настоящее.Вот это тогда и торкает!

Харуки Мураками "Джазовые портреты"

Было время, когда я фатально увлекался музыкой Телониуса Монка. Харизматичные звуки — словно кто-то под чудным углом рубил на куски глыбы твердого льда. Каждый раз слушая Монка за роялем, я думал: «Вот это настоящий джаз». Меня это даже как-то внутренне поддерживало.

Крепкий черный кофе, пепельница, полная окурков, огромные колонки «JBL», недочитанный роман (Жоржа Батая или Уильяма Фолкнера), первый осенний свитер, холодное одиночество большого города — все эти образы до сих пор ассоциируются у меня с Телониусом Монком. Замечательная картина, практически никак не связанная с реальностью и, тем не менее, твердо отпечатавшаяся в памяти как хорошо снятая фотография.


Музыка Телониуса Монка — тяжелая и мягкая одновременно, интеллектуально замкнутая и, не знаю почему, искренняя. Она действовала на меня очень убедительно. Представьте, что перед вами на столе вдруг ни с того ни с сего Возникло нечто потрясающее, а потом вдруг так же внезапно исчезло. Монк — «человек-загадка». Близкое знакомство с его творчеством позволяет прикоснуться к одной из тайн. Бесспорно, и Майлз, и Колтрейн были выдающимися, гениальными музыкантами, однако никого из них никогда нельзя было назвать «загадкой» в буквальном смысле этого слова.

Нечто похожее



10 коммент.:

random комментирует...

"Вот это тогда и торкает!"(с)

)))

Lusill`e комментирует...

Как я рада, что Вы стали писать о джазе.

А.С. комментирует...

О джазе можно писать вечно!

random комментирует...

Люсиль, а это не я)

Lusill`e комментирует...

Начало же Ваше, если не ошибаюсь?
А значит начало положено.

Lusill`e комментирует...

А читать я умею)

random комментирует...

Ошибаетесь, дорогая Люсиль. Я не приложил к этой статье даже своей редакторской правки (см. отсутствие пробелов после знаков препинания). Все буквы принадлежат А.С., моему любимому соавтору. Становитесь соавтором же, а?)

Lusill`e комментирует...

Же да...
Вот только освобожусь.

Lusill`e комментирует...

В таком случае, спасибо Симканичу!
Жду, Александр, дальнейших монологов о джазе на блог-кухне.)

Анонимный комментирует...

Монк...Он жонглер метро-ритма. Такое тонкое чувствование временного пространства редко встретишь.