Для меня нижегородская эстрада разделяется по большому счёту на два направления: «кабак» и «квартирник». Под первым следует понимать творческую деятельность сколь-нибудь состоявшихся музыкантов: к сожалению, часто дальше уровня выступлений в кафе большинство и не выходит. Сложно сказать, почему. Но, наблюдая многие и многие коллективы, я замечал одно и то же: рано или поздно музыканты решают, что в своём искусстве будут придерживаться установки на зарабатывание денег, после чего история группы заканчивается во время дележа кепочных копеек с Покровки. Продукт, производимый представителями направления «кабак», ориентирован на идиотов, которые якобы будут это покупать (хотя, кажется, кроме «Умытурман» так никто ничего толком и не продал), причём эта ориентировка свойственна как поп-рокерам, так и хардкорщикам. На мой взгляд, их композиции, пусть и сделанные подчас с определённым мастерством, не могут вызвать других чувств, кроме глубочайшего уныния.
Тем же, кто ещё не вышел далеко за рамки квартиры и чьи выступления на внешней сцене можно пересчитать по пальцам, цинизм «профессионалов» отвратителен. Концерт Д. Агеева и И. Мироновой был задуман, в основном, для друзей, хотя пришли на него и те, кто мало знаком с дуэтом. Естественно, что человек, играющий для друга, будет искать в нём единомышленника, а не идиота-покупателя. Поэтому в песнях, в исполнении, в атмосфере слушатели, набившиеся в небольшую квартирку на улице Гагарина, могли найти самое ценное, что может быть в искусстве – искренность.
В ответ артисты получили благодарность гостей, которые тепло и заинтересованно принимали происходящее на «сцене» – небольшом пятачке у окна, отграниченного от «зала» рядом чайных свечей. Несмотря на заметное волнение, охватившее Ирину в начале выступления, несколько робкую игру Дмитрия и отчаянную духоту в комнате, слушателям передавалось свежее, увлечённое настроение, которым был проникнут «перфоманс». Впрочем, ассоциация с джазовыми сходками или нонклассическими спектаклями здесь неуместна: чистой восторженностью творчества дуэт скорее напоминал первых комсомольцев, а не грустных насмешников середины ХХ века.
Что можно сказать о песнях, исполненных молодыми людьми? Стилистика композиций гармонично включает в себя черты достаточно разных, но близких музыкальных направлений. Заметнее всего, конечно, тяготение к блюзу (как в спокойном меланхоличном «Джонни») и другим жанрам классического джаза, с которыми Дмитрий и Ирина умеют и, похоже, любят работать. Однако лучшие образцы современной русской рок-музыки тоже не обойдены их вниманием: «Наизнанку» характерной нервной речитацией и конфликтным по отношению к тексту ритмом напоминает ранние работы Земфиры. Померещилось мне и влияние советского рока 70-х образца «Машины времени», это произошло во время прослушивания песни «Времена Дон-Кихотов». А вот композиция «О рыбаке и рыбке» прозвучала настолько своеобразно, что чётко определить какие-то связи с другой музыкой у меня не вышло – разве что отметить некую стилизацию под испанскую музыку (которую, кстати, можно было бы сделать более ощутимой).
Когда человек выходит на широкую сцену, часто случается, что он теряет всякую заинтересованность своим искусством. Общеизвестно, что путь артиста не выстлан розами; стоит ещё добавить, что сплошь и рядом приходится вытаскивать свой артистический фургончик из грязи. Но каждый раз когда я вижу начинающих, я надеюсь, что грязь они преодолеют с улыбкой или хотя бы стойкостью, не растеряют восторженности, которую подчас напрочь убивает профессионализм. Поэтому хочется пожелать Ирине и Дмитрию ни сейчас, ни впредь не полагаться только на творческое чутьё или, наоборот, на голое мастерство, а найти золотую середину между ними.
0 коммент.:
Отправить комментарий