Страницы

среда, 20 октября 2010 г.

Предупредительная записка

Статья принадлежит Л.Е. 

Возможно, автор статьи уподобится чеховскому Ипполиту Ипполитовичу,  твердя лишь о том, что всем давно известно, но порой полезно вспомнить, что птицы, все же, летают…

Речь пойдет о детях. Точнее, о процессе обучения и взаимоотношениях между педагогом и учениками.
Никогда не предполагала, что буду работать с малышами. Самомнение нашептывало нелестные мысли о школе и школьниках. Да и бесконечно впихивать азы музыкальной грамоты не представляло интереса. Но жизнь внесла свои коррективы.
Первый урок не состоялся. Дюжина пятилетних сорванцов вопила, залезала под парты, дубасила по клавишам… Из урока в урок ситуация повторялась, и с этим нужно было ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ. Ну да. Как без любимого риторического?
Появилась необходимость поиска методов, позволяющих держать во внимании весь класс в течение целого часа, да еще доходчиво объяснить весь скучный теоретический материал. Но какова должна быть мера свободы, а может, и вовсе – длина поводка для достижения поставленной цели?
Если посмотреть на проблему ретроспективно, то можно увидеть четко очерченную тенденцию в воспитании детей: от телесных наказаний до ювеналки – веселенького права сажать своих должночтимых родителей.
В руки попались тематически близкие статьи. Читаю: «<…> Ребёнок – свободная личность, неповторимая. И относиться к ребёнку, и воспитывать его нужно как уникальную личность, в духе свободы и любви. Дар свободы даже выше, чем дар любви. И наказывая, и поощряя, мы должны помнить это».
Еще одно мнение: «Всё позволять – это ошибка, потому что такие качества, как жалость, доброта, милосердие сами по себе не вызревают. Заметьте, какие обидные клички дают дети друг другу в школе, какие у них бывают жестокие драки, какие они бывают агрессивные. Ребёнок нуждается в том, чтобы ему привили высокие чувства и мысли <…>. Дурные склонности нужно пресекать в самом начале. Ребёнок должен знать, что такое запрет, что есть что-то, в чём ему могут отказать. Пусть он лучше лишний раз спросит: “Можно?”».
Количество вопросов возрастало.
Что для детей – свобода? Как применить систему запретов, не травмируя при этом психику учеников? Какая сфера деятельности для них наиболее естественна? Что их может заинтересовать?
Как водится, ларчик просто открывался. В заточении находилась ИГРА!
Всякая игра, в первую очередь, свободное действо  (ведь игра по принуждению не может оставаться игрой). Замечательно то, что дети воспринимают подобное действо как в высшей степени несерьезное занятие и испытывают при этом огромное удовольствие. Да что там дети! Вспомним дедушку Жана-Жака, считавшего, что и взрослого надобно учить играючи.
Главное – уметь управлять нитями марионетки-игры.  
С чего начинать? С правил? Ошибочное представление.
Учитель не сможет быть «водящим», не завоевав доверия детей. Только добившись расположения, он может взять все под свой контроль. А это весьма трудное занятие.
Дети устроены таким образом, что при встрече с новым «лицом» они начинают испытывать «объект». Это тоже игра, правила которой известны только организаторам. Все их действия – провокация. Своими поступками они словно кричат: «А Вы нас «черненькими» полюбите! Паинек всякий может!».
Если вы полны неприязни к «чёрненьким», то, поверьте, они ответят взаимностью в полной мере. В таком случае лучше сменить профессию. Ежели нет – получайте рецепт «завоевания». Он оказался прост. Необходимо (всего лишь!) искренне воспринять их такими, какие они есть, попытаться «вникнуть» в личность и особенности характера каждого. И помнить, что вы имеете дело не со зверинцем, а настоящими людьми. Только тогда появится возможность получить вожделенную роль «водилы».
Есть еще один секрет.
Даже в раннем возрасте у детей формируется своя «субкультура» с известными составляющими: компьютер, игры, мультипликационные и киногерои, и пр. Так вот, если вы обладаете сведениями об этих составляющих – значит говорите на их тайном языке.  Соответственно, можете получить ключ от любых дверей и автоматически становитесь «своим», ведь играете-то вы по их правилам.
Предположим, акт «сверки» прошел успешно. Как действовать дальше?
Устраните технические неполадки.
В каждом классе есть «заноза», мешающая всему учебному процессу. Такого отъявленного хулигана (по сути, лидера) держите рядышком с собой. Дайте возможность проявить себя – отведите ему роль «зам`а». Он оценит оказанное высокое доверие, а вы удивитесь его старательности, честности, внимательности. Только помните: следует не «назначать», а просить. Не стесняйтесь просить помощи у детей!
Ну а дальше начинается творчество. Для него у вас есть игровое пространство, вмещающее в себя категории места и времени; правила, которые теперь устанавливаете сами (распределение ролей, нормы поведения и т.д.).
В игре порядок обязателен, и ученики это очень тонко чувствуют. Малейшее отклонение от него мешает, лишает игру ценности. Для детей естественны рамки в виде правил. Они самозабвенно подчиняются им в данном контексте. Почему? Да очень просто. Участникам игры присуще чувство, что они пребывают в особом, исключительном положении, совместно делают весьма важное дело. Возникает ощущение обособленности, которое обретает наибольшую яркость в таинственности, в «секретах» (знаниях), приобретаемых на уроке. Кроме того, одним из свойств игры-порядка является повторяемость, столь необходимая в процессе обучения.
Все «действо» начинает балансировать на грани серьезности и развлечения, взаправдашнего и фантазийного. Можно примерять любую маску (даже «тетю Строгость» они воспринимают адекватно, без обид),  менять установки, меняться ролями, наполнять урок теорией в виде сказочных сюжетов и «живой» музыкой.
Не представляете, как это интересно. Ведь дети – неиссякаемый источник творчества. У них нет «творческих кризисов», нет необходимости поиска индивидуальных средств для самовыражения. Потрясает их мышление (ненормативное, в нашем понимании) и видение мира. Дети творят сутками. Они творят игру.
Вот таким образом, во время занятий можно обрести искомую гармонию между свободой и ограничениями. Посредством игры можно воспитать, научить, показать разные модели поведения «со стороны» (предоставляя выбор наиболее приемлемого  варианта) и даже привить любовь к музыке.
Честно признаться,  всю написанную выше демагогию можно заменить одним предложением:  « В воспитании детей нужно помнить, что ни унижения, ни оскорбления, ни провокации  не изменят ребенка, а лишь любовь, терпение, кротость, смирение и нежность».

Дети умеют любить.

Нечто похожее